Для большинства людей смысл слов “маркетинг” и “реклама” кажется близким или даже одинаковым. Что уж говорить, если даже профессионалы часто смешивают, или подменяют эти понятия.
В коммерческих предложениях можно часто увидеть как одну и ту же услугу одни называют рекламой, а другие маркетингом. В чем суть этих понятий?
На самом деле реклама и маркетинг имеют разные функции. Эти функции не пересекаются, а взаимно дополняют друг-друга.
Маркетинг отвечает за исследования, аналитику, позиционирование, стратегию и планирование. Реклама отвечает за трансляцию сообщений потенциальным клиентам.
Другими словами: маркетинг отвечает на вопросы “ЧТО?”, “ГДЕ?”, “КОГДА?” и “ПОЧЕМУ?”, а реклама - на вопрос “КАК?”
Принципиальные отличия
У рекламы всего одна важная функция - донести маркетинговые сообщения до потенциальных клиентов. Соответственно специалисты по рекламе решают в какой форме и какими технологиями это сделать.
Например, только Яндекс сейчас предоставляет 6 инструментов для продвижения (SEO, поисковая реклама, РСЯ, банеры, Маркет, баян, карты, Дзен). В каждом инструменте можно применить разные приемы и техники. Вот в этом поле и работают специалисты по рекламе.
Если реклама сделана хорошо, то ваши предложения дойдут до бОльшего количества потенциальных клиентов и будет больше продаж. Если реклама сделана плохо - вы будете получать меньше клиентов или тратить больше денег, чем конкуренты.
Вот список базовых функций маркетинга:
Посмотрите на вашу компанию. Какие из этих функций выполняются внутренними силами, какие отдаются подрядчику? Возможно какие-то функции вообще отсутствуют.
В крупных компаниях всегда есть собственный отдел маркетинга. Такие компания делают исследования рынка и аналитику собственными силами. А рекламу, SEO, поддержку сайта отдают агентству.
В малом бизнесе все по-другому. Функции маркетинга обычно ложатся на одного человека - иногда на маркетолога, а иногда на собственника. Разумеется полноценно заниматься всеми задачами одному человеку редко удается. Либо удается, но теряется быстрота и эффективность действий. Тогда частично функции маркетинга можно отдать агентству.
Пример такого взаимодействия: компания заказывает агентству анализ рекламы конкурентов. Допустим, после анализа выявлено, что основные конкуренты практически не продвигаются в соцсетях. Тогда руководитель компании принимает решение “сделать акцент на продвижении в соцсетях. Чтобы использовать текущее отсутствие там конкурентов”. После этого начинается работа с профессиональным подрядчиком: составление плана, т.д.
На примере мы видим, что внутри компании сосредоточена только часть функций маркетинга. Но это самая важная часть - принятие решений.
Ошибки в маркетинге в зависимости от уровня могут привести:
Как видим, ошибки в маркетинге гораздо фатальнее, чем в ошибки рекламе. Тем не менее, надо грамотно выбирать с кем работать как в маркетинге, так и в рекламе.
Что касается выбора рекламных каналов - часто замечаю одну и туже ошибку. Компании хотят развивать те каналы рекламы, где продвигаются конкуренты. Логика такая: “раз конкуренты продвигаются в (например, Яндекс), значит это выгодно. Надо и нам оторвать свой кусок!”
Да, в этом есть смысл. Надо пробовать каналы, где рекламируются конкуренты. Но почему-то мало кто идет от обратного. Например “Никто из конкурентов не рекламируется в Facebook, почему бы нам это не сделать первыми? “
Не все знают, что некоторые виды рекламы сложно отследить. Конкурент может продвигаться так, что вы не будете замечать этого несколько месяцев и даже год. Именно такие инструменты позволяют медленно, но верно забирать долю продаж у ничего не подозревающих соперников.
В заключение нужно отметить: маркетинг должен работать совместно с рекламой. Сначала ответьте на вопросы “ЧТО?”, “ГДЕ?”, “КОГДА?” и “ПОЧЕМУ?”, а потом пусть реклама придумывает “КАК?”. Старайтесь больше заниматься маркетингом в своей компании. А рекламу отдайте профессионалам.
Вопрос - Занимается ли агентство Rznak маркетингом для клиентов или вы делаете только рекламу?
Ответ - Да. Мы берем на себя часть маркетинговых задач наших клиентов. Все они касаются интернет-маркетинга. В частности анализ активности конкурентов в интернет, тесты на целевой аудитории, консультируем по стратегиям продвижения.