Современный заказчик часто ожидает от сайта прорыва или, как минимум, WOW эффекта. Всегда ли эти ожидания можно реализовать и если можно то как? В этой статье я расскажу об основных причинах завышенных ожиданий и что делать заказчику, чтобы не разочароваться в результатах разработки.
Если рассматривать процесс разработки сайта со стороны заказчика, то он выглядит примерно так: мы передаем разработчику наши пожелания - разработчик предлагает решение - мы это решение утверждаем - разработчик реализует сайт - мы наслаждаемся результатом.
У хороших разработчиков так все и происходит: процесс разработки контролируется регламентами, заказчик этап за этапом приближается к ожидаемому результату. А вот на какой именно результат можно рассчитывать я и хотел бы рассказать.
В разработке сайта есть 2 принципиально разных подхода, в каждом из которых уровень ожиданий должен отличается:
Несмотря на схожесть в звучании, эти задачи принципиально разные
Первый вариант предусматривает копирование идей у конкурентов под собственным брендом. Этот вариант дает возможность без излишних вложений создать конкурентоспособный сайт, который впоследствии можно доработать и улучшить по мере появления новых решений у конкурентов (игра в догонялки).
Второй вариант означает поиск решений, которые будут лучше и эффективнее, чем у конкурентов. В этом варианте заказчик совместно с разработчиком готовят проект для укрепления или расширения доли рынка.
Какой вариант разработки выбрать, посмотрим на примерах
Пример: Вы - заказчик и хотите продавать электроинструменты через интернет-магазин. Если данная тема для вас новая. В этом случае лучше пойти по сценарию “копирование конкурентов”. Тогда вы экономите время на запуск и бюджет на разработку. Кроме того, вы используете проверенный функционал, возможно не самый эффективный, но вполне рабочий для старта и выхода на прибыль.
Другой пример - вы хотите создать интернет-магазин тех же электроинструментов, при этом у вас уже есть несколько обычных магазинов в теми же товарами. Вы как минимум понимаете потребности целевой аудитории, критерии выбора, особенности товара, логику и структуру выкладки и многие нюансы связанные с дополнительными возможностям допродажи схожих и сопутсвующих товаров. В таком случае, при достаточном бюджете мы порекомендуем вам индивидуальную разработку, чтобы сделать сайт лучше и эффективнее, чем у конкурентов. При таком подходе мы сможем внедрить в сайт такие вещи, которые создадут вам конкурентное преимущество и увеличат итоговую прибыль. А еще индивидуальная разработка позволит вам проще продвигаться и удерживать лояльность аудитории.
Заказчик может получить сайт не таким, каким он его себе представлял. Иногда разница может быть существенная.
Основная причина таких ситуаций - завышенные ожидания у заказчика в начале. И лишь в редких случаях попадаются попросту недобросовестные разработчики, уклоняющиеся от качественного исполнения договора.
Самая частая причина в том, что у заказчика нет четкого представления будущего сайта, но есть ощущение, что это будет нечто такое идеальное, что полностью удовлетворит его. К сожалению или к счастью, идеал - это то, что созидается долго и кропотливо, в большинстве своем идеал никогда не будет сделан, к нему можно только стремиться.
Итак, если у заказчика нет ясного представления конечного вида сайта, он начинает действовать по принципу - давайте делать разные варианты, а там посмотрим что понравится. Нетрудно догадаться, что попытка угадать (да именно угадать) то, что понравится заказчику, приводит к пустой трате времени. Разработчик начинает искать варианты угодить заказчику, а не создать хороший сайт, выполняющий свои коммерческие задачи.
Ну и апофеозом таких взаимоотношений становится поток указаний разработчику - “поправьте там…”, “а давайте вот к этому сделаем вот эту штуку ….”, “вот там давайте расширим, а там сузим...”. Если такие просьбы еще и не сопровождаются аргументами - это явный признак провала проекта. Такая работа заканчивается плохо для всех, и сайт запускается гораздо позже запланированного срока. При этом страдает и разработчик, так как терпит убытки из за многочисленных переработок, но об этом сам заказчик может даже не подозревать.
В нашей компании принято честно рассказывать заказчику об объеме работ и результате, а также о подводных камнях и о том, какое участие потребуется от самого заказчика. Это делает разработку более понятной и предсказуемой для заказчика.
Опытный заказчик понимает - чтобы проект получился необходимо грамотно формулировать свои пожелания, корректировки, обсуждать их с разработчиком. Нетрудно догадаться, что такой процесс приводит не только к позитивному рабочему общению между заказчиком и разработчиком, но и, что более важно - к качественному результату для самого заказчика, так как все силы направляются на решение бизнес задач.
Вторая важная причина завышенных ожиданий - недооценка важности контента. Часто заказчик попросту не готов вкладывать деньги и время в создание фотографий, качественных текстов и попросту отдает это разработчику за минимальную оплату, либо вообще бесплатно.
Что получается в итоге: сайт готов технически на 5 баллов, а контент только на 3 (потому что тексты написали лишь бы заполнить пространство, а картинки быстренько купили на бирже картинок). Какое будет итоговое впечатление от сайта? Правильно - только на 3 балла. Причем это становится очевидно заказчику уже после сдачи... И опять завышенные ожидания и разочарования.
Если вы хотите, чтобы сайт был презентабельный и продающий, ни в коем случае нельзя относиться к контенту так, как будто он сам собой дополнит сайт. Мы рекомендуем создавать фотографии, тексты и видео для сайта индивидуально. Задания на контент обычно делаются благодаря совместному обсуждению между командой разработчика и заказчиком. Во многих случаях контент для сайта можно сделать за относительно небольшой бюджет, при этом результат от индивидуальной работы над контентом многократно окупается, а сайт получается убедительным и презентабельным.
Надо признать,что в последнее время существенно выросла компетенция заказчиков в отношении проектирования и разработки сайтов. Все чаще мы стали встречать людей, которые понимают важность рабочих отношений и взаимного доверия, а также необходимость двусторонней работы.
Уважаемые заказчики, давайте строить рабочие отношения и делать крутые проекты!